Суббота
18.08.2018
19:09
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [8]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Урок Родиноведения 4-5 класс
    11.09.2012, 22:44
    Россия- родина моя!(Слайд 1).
    Цель: 
    воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.
    Задачи:
    -создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики;
    -развитие чувство гордости за родное Отечество;
    Ученик-помощник читает стихотворение  В.Полторацкого (Слайд 2).
    Россия —
    Радуга и синь,
    Степная сизая полынь,
    Полей разлет,
    И снег,
    И лед,
    И хоровод
    Берез, взметнувшихся над Волгой.
    Она багряный листопад,
    И снова синь,
    И снова сад,
    А в нем, пленительный и долгий,  
    Шального соловья раскат.
    Россия — Ясная роса,
    Косого ливня полоса
    И запах медуниц от луга,
    Глаза ребенка,
    Сердце друга,
    Вечерних росстаней печаль.
    И распахнувшаяся даль
    От Селигера до Байкала.
    Все, все она в себя впитала!
    Россия — все, чем я живу,
    К чему во сне и наяву
    Душа стремиться не устала.
    Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок - путешествие, мы пройдёмся по страницам истории и подробно познакомимся с символами нашей страны. А что такое символ?
    Учитель Символы – это, условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление страны, для которой они относятся. Видим изображение Эйфелевой башни — сразу представляем Францию, статую Свободы — США.
    Какие символы России вы знаете?
    (Слайд 3). Учитель: Да, символов России много – это Московский Кремль и Красная площадь, храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Знамя Победы... Называешь их — и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых — подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, т.е. к вершинам духа. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы можно назвать государственными?
    Учитель: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
    Учитель:  отгадав, о каком символе говорится в стихотворении С.Куприна, мы попадём на страницу его истории.
    Гордо рею я на мачте корабля,
    И в бою солдаты берегут меня.
    Я России часть и знак –
    Бело-сине-красный ….... (флаг)!
     (Слайд 4).
    Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? И что означают  эти цвета? Подсказки можете найти в стихотворении, которое вам прочитает помощник.
    Снежинки так прекрасны и легки,
    Как совершенны у ромашки лепестки,
    Как на доске строка написанная мелом,
    Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
    Спокойны и чисты рек русских воды,
    Прозрачны и светлы,  как вечер зимний
    И благородны и просторны неба своды
    Художник их раскрасил в … (синий)
    Россия много войн пережила
    И наши деды умирали не напрасно
    И верность Родине их к славе привела
    Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
    Учитель:  Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет символ отваги, мужества и героизма – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.  Белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это  небо, благородство, символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Белый – совершенство, чистота - означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. 
    Учитель:  А где можно увидеть государственный флаг? Над Большим Кремлевским дворцом, где находится Президент России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
    Учитель:  В переводе с от немецкого Erbe — наследство — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца ...этого символа (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). О каком символе будем говорить?
    (учащиеся предлагают ответы)
    (Слайд 5).
    Учитель:  Правильно, о гербе. А изучением гербов занимается геральдика. А, что представляет собой герб РФ?  (ответы)
     Молодцы! Да, это золотой двуглавый орёл на красном щите. Над орлом — три короны (две малые и одна большая). В лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.
    Учитель:  Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих,  как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
    Учитель:  Есть хорошее стихотворение неизвестного автора. (Слайд 6).
    Упал снаряд, и совершилось чудо:
    На опаленной порохом стене
     Возник в дыму неведомо откуда
    Святой Георгий на лихом коне.
    От сотрясенья обнажилась фреска,
    Упала штукатурка поздних лет,
    И он возник торжественно и дерзко,
    Как древний знак сражений и побед.
    В сиянии возвышенного лика
    Простер десницу грозную свою.
    И острая карающая пика
    Пронзила ядовитую змею.
    А пулемет стучал в старинном храме,
    И ладил ленту молодой солдат,
    И трепетало яростное пламя,
    И отступил проклятый супостат.
    Да, образ Георгия Победоносца — древний символ. Кстати, старинная русская серебряная монета — копейка — получила свое расхожее название именно благодаря изображенному на ней копье носцу, пронзающему змея — олицетворение мирового зла.
    Учитель:  Теперь подскажите мне, где может изображаться герб? (Слайд 7).
    Учитель: На официальных документах России, в кабинетах директоров, руководящих лиц, на знамёнах и печатях, в паспорте, денежных знаках, на знамёнах. На свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах.
    Учитель:  Торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. На страницу какого символа мы зашли? Да, мы не говорили ещё о гимне. (Слайд 8).
    Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
    Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру Александру Васильевичу Александрову.
    Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Вспомните, когда звучит гимн?
    Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
    Какие ценности России нашли свое отражение в гимне?
    (любовь к Родине, верность отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, патриотизм, гордость)
    Найдите в гимне строчки, которые звучат оптимистически, где звучит вера в светлое будущее:
    Широкий простор для мечты и для жизни
    Грядущие нам  открывают года.
    Нам силу дает наша верность Отчизне…
    Учитель: А что вы чувствуете, когда слышите гимн?
    (учащиеся высказывают своё мнение: гордость за свою Родину, мурашки по коже, хочется быть лучше, что-то хорошее сделать и т.д.)
    Учитель: Сейчас мы с вами немножко вспомним знаменательные даты, для этого соедините дату и событие. (Слайд 9).
    Начало Великой Отечественной войны
    1812г.
    Конец Великой Отечественной войны
    1828г.
    Начало Отечественной войны
    1945г.
    Русско-турецкая война
    1941г.
    - Сколько лет прошло с начала Отечественной войны. (200 лет). 2012 год является юбилейным годом и приуроченным к началу первой Отечественной войны.
    (Слайд 10).
    Это война началась 12 июня, её зачинщиком являлся Наполеон. Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее»- заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».
     «Я иду в Москву- говорил он,- и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира» В самом деле, все предвещало французам несомненный успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу.
    (Слайд 11).
    26 августа (по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино произошло крупнейшее сражение между русской и французской армиями.
    (Слайд 12).
                 - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
                 Москва спаленная пожаром,
                 Французу отдана?
                 Ведь были ж схватки боевые,
                 Да говорят еще какие!
                 Недаром помнит вся Россия
                 Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.
    (Слайд 13).
    Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом в декабре.
    (Слайд 14).
    Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами ещё раз прошлись по страницам государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
    (Слайд 15).
    Категория: Мои файлы | Добавил: direktor
    Просмотров: 895 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: